Краткая информация о доступности для инвалидов различных категорий Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 Приморского района Санкт-Петербурга
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья
В ГБДОУ детском саду № 18 используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В ГБДОУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещениях установлены интерактивные доски, в музыкальном зале установлено современное мультимедийное оборудование, в физкультурном зале - интерактивный пол, имеются цифровая лаборатория.
Специально оборудованные учебные кабинеты В ГБДОУ № 18 имеются учебные кабинеты, укомплектованные техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: мультимедийном оборудовании, экранами, проекторами, робототехникой, специальными методическими материалами, пособиями, развивающими играми.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: стадион, площадка ДПС.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в ГБДОУ детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд можно условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для педагогов (методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,наглядный материал
- Книги для обучающихся: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ГБДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- Книги совместного пользования.
- Аудиокниги
- Электронная медиатека.
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ГБДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ГБДОУ детском саду имеются оборудованные объекты социальной и спортивной инфраструктуры: музыкальный зал, спортивный зал, игровой спортивный комплекс,приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивный зал оснащен специальными детскими тренажерами для укрепления физического здоровья. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ГБДОУ детском саду № 18 Приморского района имеются следующие средства обучения:
- печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал, настольно-печатные игры);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийное оборудование, интерактивные доски, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиальные (слуховые): магнитофоны, музыкальный центр;
- аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы, фильмы на цифровых носителях, развивающие игры);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, плоскостной театр);
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивное оборудование
- робототехника.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В Российской Федерации утверждена и реализуется Программа по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения (далее – Программа).
В соответствии с нормативными документами Российской Федерации к маломобильным группам населения относятся:
- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
- инвалиды с нарушением зрения и слуха;
- лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- временно нетрудоспособные;
- беременные женщины;
- люди с детскими колясками;
- дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ГБДОУ детский сад №18 принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ГБДОУ детский сад №18 работают с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития;
- показатели здоровья дошкольников;
- психолого-физиологические особенности;
- уровень общего развития;
- коммуникативные особенности и речевое развитие;
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ГБДОУ детский сад №18 способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС ДО.
При построении коррекционной образовательной среды в ГБДОУ детский сад №18 для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природосообразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность воспитанника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители (законные представители)); педагог как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесбережения - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Специальные условия питанияВ ГБДОУ детский сад № 18 в 2025-2026 учебном году дети с отягощенным аллергическим анамнезом имеют специальное
диетическое меню.
Специальные условия охраны здоровьяВся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.03.2025 №253 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи»Нормативные документы:Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106Конституция Российской ФедерацииГражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияКабинеты специалистов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
·мультимедийные комплексы (проектор и экран),
·интерактивные доски,
·планшеты,
·телевизоры,
·видеоплееры,
·мультсудия,
·интераактивный пол,
-робототехника.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
общежития и интерната для лиц ОВЗ не имеется
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
жилых помещений, общежития и интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организацииВо всех зданиях детского сада, на входе в калитку, размещена антивандальная кнопка вызова сотрудника, ответственного за сопровождение и оказание помощи инвалидам.
Все входы в ГБДОУ оснащены стационарными пандусами для инвалидов опорно-двигательного аппарата.
В зданиях имеются сменные кресло-коляски, вывески на зданиях продублированы тактильными пиктограммами, продублированы вывески внутри здания ( туалет, кабинет заведующего).
Здания оснащены индукционной системой Induction Port, тактильно-звуковым информатором Hoff и тактильной мнемосхемой.
Все здания оборудованы санузлами для МГН групп (инвалидов).
Здание по адресу Комендантский пр, д.64, корп.4, стр.1 оснащено лифтом.
Наличие автостоянки (парковки)Рядом с территорией всех зданий ГБДОУ детского сада № 18 есть стоянки ( не более 50 метров), выделенных парковочных мест для автотранспортных средств не имеется.
Контактные данные ответственных сотрудников за сопровождение и оказание помощи инвалидамОтветственный за организацию работы по обеспечение доступности объекта для инвалидов -
Лазаренко Дмитрий Владиславович - заместитель заведующего ГБДОУ детского сада № 18 Приморского района Санкт-Петербурга (812) 246-45-77
СХЕМА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ К ОБЪЕКТУ1) Схема пути движения к основному зданию (корпус № 1), расположенному по адресу: пр. Королева, д.72, корпус 1, строение 1: - Ближайшая станция метро "Комендантский проспект", до остановки общественного транспорта "Арцеуловская аллея" от метро можно доехать на маршрутках: К-168, К-23, автобусе 127 ( 3,67 км, 8 минут). От остановки "Арцеуловская аллея" до основного здания (площадки № 1) , расположенного по адресу пр.Королева, д.72, к.1, стр.1 пешком 611 метров, 8 минут. Качество пути: асфальтовое покрытие, выделенная пешеходная зона. Имеется наземный пешеходный переход, оборудованный звуковым сигналом.
2). Схема пути движения к корпусу № 2, расположенной по адресу Комендантский пр., д.60, корпус 2, строение 1:- Ближайшая станция метро "Комендантский проспект", до остановки общественного транспорта "Глухарская улица" от метро можно доехать на маршрутках: К-168, К-23, автобусе 127 ( 3,38 км, 6 минут). От остановки "Глухарская улица" до площадки № 2, расположенной по адресу пр.Комендантский, д.60, к.2, стр.1 пешком 326 метров, 4 минуты. Качество пути: асфальтовое покрытие, выделенная пешеходная зона. Имеется наземный пешеходный переход, оборудованный звуковым сигналом.
3) Схема пути движения к корпусу № 3), расположенной по адресу: пр.Комендантский, д.64, корпус 4, строение 1: - Ближайшая станция метро "Комендантский проспект", до остановки общественного транспорта "Арцеуловская аллея" от метро можно доехать на маршрутках: К-168, К-23, автобусе 127 ( 3,67 км, 8 минут). От остановки "Арцеуловская аллея" до площадки № 3, расположенной по адресу пр.Комендантский, д.64, к.4, стр.1 пешком 362 метра, 5 минут. Качество пути: асфальтовое покрытие, выделенная пешеходная зона. Имеется наземный пешеходный переход, оборудованный звуковым сигналом.